Александра, вы преподавали в Великобритании, когда учились в СПбГУ на 2 курсе. Расскажите, как вам это удалось, и поделитесь своими впечатлениями.
Александра: О вакансии Russian language assistant я узнала на сайте британской организации GAP. В Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и ряде других городов России был конкурс на несколько вакансий, в том числе и на помощника преподавателя русского языка, который проходил в три этапа. Я хорошо знала английский, и у меня был хоть и небольшой опыт преподавания, мне посчастливилось пройти в школу Абингдон. Я работала в течение 4 месяцев в школе для мальчиков, помогала готовить их к сдаче экзаменов, наподобие наших ГИА и ЕГЭ. Помимо меня, еще из помощников преподавателей и носителей языка были: студент из Швейцарии – он преподавал немецкий, Испании – испанский и еще две француженки. Конечно, это был уникальный опыт.
Вы проходили в 2011 году стажировку в штаб-квартире ООН: как вы смогли туда попасть, и в чем состояла Ваша работа?
Влад: Многим при слове «штаб-квартира» представляется небольшое пространство, на самом деле штаб-квартира ООН – это целый район, расположенный в восточной части Манхэттена.
Был открытый конкурс, причем сертификат о знании языка не был необходим. Проводится такой отбор три раза в год: осенью, зимой и весной. Конкурс был примерно 1 к 10/12 человек на место. И мы с Александрой его прошли. Я занимался исследованием политических вопросов Центральной Азии.
Александра: А я занималась изучением деятельности экономических и социальных советов в мире.
С какими трудностями вам пришлось столкнуться?
Александра: Трудности были, в основном, бытовые, а именно с жильем. Сначала мы забронировали отель недалеко от места работы, чтобы пешком можно было дойти. Недорогое жилье найти было достаточно сложно, но потом мы поселились на квартире у бывшего сотрудника ООН из Индии.
Влад:А у меня первые недели две были трудности с языком. Что мне говорили, я понимал, а ответить не мог.
Скучали по России?
Влад: Скорее всего, нет. Мы работали с 9:00 до 18:00 пять дней в неделю, на выходных осматривали город и окрестности. Тем более, сейчас есть скайп, и можно всегда оставаться на связи с родными и близкими.
Александра: Мы и не так долго там были – 2 месяца – это не полгода и не год, так что сильно соскучиться не успели.
Чему стоит русским поучиться у американцев?
Александра: Во-первых, это отношение к работе. Если надо быть на рабочем месте в 9:30, они без опозданий и промедлений начинают работать. У русских эти временные рамки более размыты.
Также в зарубежных организациях есть замечательная практика – встреча с руководством хотя бы раз в неделю, где обсуждается все, что было сделано, куда надо развиваться, на что следует обратить внимание, достижения сотрудников.
Влад: Американцы умеют очень рационально использовать свое время. Широко распространен, так называемый, «браунинг ланч» - в перерыв работники покупают с собой еду, которая чаще всего кладется в коричневые пакеты (отсюда и название), и могут во время обеда проводить встречи и переговоры. Они одновременно едят и обсуждают какие-то вопросы.
А еще хочется отметить рациональный расход природных ресурсов. Очень много документов печатается на оборотной стороне других, вплоть до отчетов начальству. А пластиковые бутылки для воды настолько тонкие, что кажется сейчас ты чуть сильнее ее возьмешь, и она сомнется.
Как пришла идея создать GradStudyAbroad?
Александра:У меня обширный опыт поступления в западные учебные заведения, причем успешный. Я могу даже назвать его уникальным. И мне очень хочется поделиться этим. Ведь у нас в России много умных талантливых ребят, которые могли бы получить новые знания за рубежом, причем бесплатно.
Влад: Многие друзья расспрашивали нас, как нам удалось принимать участие в различных программах и о наших впечатлениях. После очередного рассказа поняли, что надо приводить это в какую-то систему.
Какими же качествами должен обладать русский студент, чтобы поехать учиться за границу?
Влад: Он должен четко знать, чего он хочет. То есть не просто поехать знакомиться с культурой другой страны и подтягивать язык, а знать, что он именно хочет изучать и зачем ему это нужно. Он должен хотеть развиваться и совершенствоваться в определенной области.
Александра: Полностью согласна. Если студент претендует на финансовую помощь для покрытия частично или полностью расходов на обучение, у него должен быть высокий общий балл (больше 4.5), хорошее знание иностранного языка, приветствуется опыт работы, в том числе и волонтерский, широкий круг интересов.
А правда ли, что к русским особое отношение?
Александра: Я думаю, здесь играют роль сложившиеся стереотипы. Меня не раз спрашивали «А вы из России? А вы, правда, до сих пор носите валенки и шапки-ушанки?»
Влад: В США очень много азиатов и граждан из соседних стран, а нас, русских, очень мало. И мы привлекаем внимание.
В какой стране вы себя видите в будущем?
Влад: Я гражданин Мира!
Александра:Сейчас все возможности открыты, я бы хотела еще много где поработать, попутешествовать, но в конечном итоге все равно вернулась бы в Россию.
Чем планируете удивить мир в ближайшие 5 лет?
Влад: Если все пойдет теми же темпами, мы его захватим! На самом деле, наши начинания не имеют поддержки в России, хотя сейчас некоторые продвижения уже есть, но считается, что мы уводим из страны лучшие кадры. Но работа или учеба за границей не означает эмиграцию. Можно получить хороший интернациональный опыт и применить все это в родной стране. Так вот, в ближайшие пять лет нам бы хотелось немного изменить сложившееся представление об образовании за рубежом.
Раскройте какую-нибудь великую тайну, которую русские студенты не знают?
Александра: Наверное, они не знают, чего хотят.
Три личных совета для наших студентов
Влад:Думайте о поступлении за рубеж и готовьте документы заранее – лучше за 1-1.5 года.
Александра: Не бойтесь пробовать.
Влад: И, пожалуй, самое главное – определитесь, чего вы хотите.
Беседу вела: Наталья Березина
Фотографии: личный архив Влада и Александры