Евросоюз - инструменты финансирования
На протяжении многих лет Европейский Союз (ЕС) оказывает поддержку странам-партнерам в Южном и Восточном регионах Европейского соседства в проведении социальных, экономических и политических реформ, к которым они сами стремятся, через тематические и географические инструменты, которые обеспечивают финансирование на двусторонней или региональной основе.
Со своей стороны, Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) располагает также инструментами на местах, позволяющими давать кредиты странам-партнерам, чтобы помочь им в выполнении их государственных программ, в то время как Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) действует сейчас как в Южном, так и в Восточном регионах.
Поддержка оказывается региону или стране, которым предоставляется помощь, а отрасль, в которую она будет направлена, определяется по согласованию между ЕС и соответствующими страной или регионом. Цели сотрудничества также различаются по странам - от обеспечения надлежащего управления до гуманитарного развития, от экономических вопросов до охраны окружающей среды, прав человека и развития культуры.
Финансирование ЕС поступает через гранты и контракты, а также бюджетную поддержку.
Предоставляемые финансовые средства направляются из ЕС либо правительствам стран-партнеров, либо в проекты и программы, реализуемые на местах гражданским обществом или другими организациями. Конечными бенефициарами этого финансирования всегда являются граждане государств-партнеров, ибо конечная цель состоит в том, чтобы инвестировать в их страну и предложить им лучшее будущее.
Генеральным директоратом (ГД), который разрабатывает политику ЕС в области развития и предоставляет помощь через свои программы и проекты, является ГД Развития и сотрудничества - EuropeAid. За финансирование отвечают либо штаб- квартира ЕС в Брюсселе, либо представительства на местах.
Географический инструмент: ЕИСП
Для стран и территорий Европейского соседства финансирование в основном поступает через ЕИСП (Европейский инструмент соседства и партнерства), один из географических инструментов EuropeAid и финансовую ветвь Европейской политики соседства (ЕПС). Средства выделяются на программы каждой отдельной страны в зависимости от потребностей, способности абсорбировать помощь и реализации согласованных реформ, а также на региональные программы, приоритеты которых опять же определяются на политическом уровне. Проще говоря, финансирование служит претворению политических решений в дела на местах.
ЕИСП, который на определенном этапе будет переименован в Европейский инструмент соседства - (ЕИС - см. соответствующую врезку), является основным источником финансирования для 17 стран и территорий-партнеров (десяти средиземноморских и шести восточноевропейских стран, плюс Российской Федерации). Российская Федерация участвует в ЕИСП, но не участвует в ЕПС.
17 стран и территорий ЕИСП - это Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Ливия, Марокко, Оккупированные территории Палестины, Сирия, Тунис (ЕИСП- Юг), и Армения, Азербайджан, Беларусь, Гр узия, Молдова, Российская Федерация и Украина (ЕИСП-Восток).
Около 90% средств ЕИСП используются для двусторонних акций, то есть инициатив по конкретным странам, и для региональных акций с участием двух или более стран-партнеров.
Европейский инструмент соседства и партнерства
Осуществление сотрудничества представительствами ЕС
EuropeAid в целях повышения эффективности сотрудничества поручил управление проектами и контроль над ними своим отделениям на местах. Для того чтобы более оперативно реагировать своими акциями на местные потребности, облегчить координацию между донорами и ускорить исполнение, ЕС решил возложить ответственность за управление внешней помощью на свои представительства в странах-партнерах.
В настоящее время в мире насчитывается около 140 полномочных представительств и офисов ЕС. Представительства - это не только глаза и уши Европейского Союза в принимающих странах, но и выразители мнения ЕС по отношению к национальным властям и обществу в целом.
Что касается помощи в целях развития и внешнего содействия, то представительства отвечают за определение проектов, их обоснование, а также за выполнение и оценку результатов. Штаб-квартира EuropeAid в Брюсселе отвечает за общую координацию, а также за общую, тематическую и качественную поддержку.
Представительства и полномочия:
http://ec.europa.eu/europeaid/who/about/devolution/index_en.htm
Веб-страница сотрудничества по странам Европейского соседства:
http://ec.europa.eu/europeaid/where/neighbourhood/country-cooperation/index_en.htmEuropean
Тематические инструменты
В дополнение к реализации региональных и страновых подходов к развитию на основе географических программ Европейская Комиссия управляет программами определенной тематической направленности. Они выполняются на основе тематических стратегических документов и ежегодных программдействий и также финансируются через ЕИСП.
К тематическим инструментам Европейского соседства относятся: Европейскийинструмент содействия демократии и правам человека (ЕИДПЧ), Инструмент сотрудничества в области ядерной безопасности (NSCI), Окружающаясреда и устойчивое управлениеприродными ресурсами, включая энергию, Негосударственные субъекты и местные власти в деятельности по развитию, Продовольственная безопасность, Миграция и убежище, Инвестирование в человека и Инструмент стабильности.
Большинство тематических инструментов работают через тендеры, объявления о которых периодически публикуются. Поэтому вы должны следить за их информационными порталами, чтобы найти соответствующие возможности.
От ЕИСП к ЕИС…
В контексте нового подхода к Европейской политике соседства (ЕПС), определенного 25 мая 2011 года, ЕИСП с 2014 года уступит место Европейскому инструменту соседства (ЕИС), который будет оказывать нарастающую поддержку 16 странам и территориям-партнерам к востоку и югу от границ ЕС.
Предложенный бюджет ЕИС на период 2014-2020 годов составит 18,2 миллиарда евро, что на 40 % больше, чем было выделено через ЕИСП в 2007-2013 годах.
Новый инструмент будет все более политически ориентирован, обеспечивать большую дифференциацию, большую гибкость, ставить более жесткие условия, давать более весомые стимулы для лучших исполнителей, отражая цели каждого партнерства. ЕИС, основываясь на достижениях ЕИСП, будет способствовать укреплению двусторонних отношений со странами-партнерами и принесет ощутимые выгоды, как ЕС, так и странам- партнерам, в таких областях, как демократия и права человека, верховенство права, надлежащее управление и устойчивое развитие.
ЕИС будет и дальше обеспечивать основную часть финансирования для стран Европейского соседства, в основном в рамках программ двустороннего, регионального и приграничного сотрудничества. Российская Федерация сможет по-прежнему участвовать в программах регионального и приграничного сотрудничества в рамках нового ЕИС, но двустороннее сотрудничество будет происходить в рамках нового Инструмента партнерства (ИП).
Более подробно читайте об этом на веб-странице Инфоцентра Европейского соседства www.enpi-info.eu/main.php?id_type=2&id=402#ENI\