Интервью с Дарьей (Бирмингем, Великобритания)
Дарья делится впечатлениями об учебе в Великобритании, в университете Бирмингема.
Где именно ты училась, чему, почему именно эта страна?
Я учусь в Бирмингемском Университете (University of Birmingham) в Великобритании в магистратуре на программе "Экономика развивающихся стран" (Development Economics). Английское образование своего рода признанный бренд, поэтому ориентировалась именно на Великобританию. Университет выбирала по рейтингам и по магистерским программам, которые они предлагают. Бирмингемский университет один их немногих, кто предлагает изучать именно это направление экономики. Раньше была аналогичная программа в Университете Уорвика, но в год поступления ее как раз закрыли.
Расскажи о своем поступлении в университет. Была ли возможность получить стипендию/грант?
Я подавала документы независимо, то есть не в рамках каких-либо программ. Поэтому процесс поступления был классическим - написание мотивационного письма, резюме, сбор рекомендаций, сдача экзамена по английскому языку. Это был второй раз, когда я подавала документы. За год до этого я несколько несерьезно отнеслась к подаче документов, немного затянула, не очень понимала чего хочу и в итоге не была принята. Зато на следующий год я уже была знакома с процедурой, со сроками и поэтому правильно спланировала весь процесс подготовки; а то что я разобралась со своими предпочтениями относительно направления обучения помогло более осознано написать мотивационное письмо. Хотя во второй раз, был один непредвиденный момент. Чтобы быть принятым нужно иметь действительный сертификат об уровне знаний английского языка. Я получила ответ от университета, о том что я условно принята, в апреле. У меня был сертификат IELTS годный до мая. Университет не принял этот сертификат, так как оказалось, что сертификат должен быть годен на момент начала учебы, то есть сентября, а не на момент подачи документов. Пришлось в срочном порядке пересдавать экзамен. Причем, так как на IELTS надо записываться очень заранее, и проверка результатов занимает много времени, пришлось выбрать TOEFL и через три дня уже идти на экзамен. Помимо заявлений непосредственно в университеты, я также подала документы на стипендию Чивнинга, но не получила ее. Думаю, основная проблема в том, что стипендия рассчитана больше на тех, кто уже имеет достаточно много релевантного опыта, в то время как у меня опыт работы был в совершенно другой сфере - в IT.
Как выглядит процесс обучения? Опиши свой обычный учебный день.
В целом, мне кажется, в российском университете, где я училась раньше, нагрузка на студентов была гораздо серьезнее. Хотя здесь подразумеваются, что студент уделяет много времени самообучению. Всего в неделю было около 16 часов (по 50 минут) аудиторных занятий. За весь год я изучала 6 курсов, 2 из которых по выбору. К этому можно прибавить необязательные ежедневные общие занятия по английскому и еженедельные занятия по академическому английскому. После новогодних каникул мы сдавали промежуточный экзамен (зачет) по некоторым предметам. В конце года, в мае - итоговые экзамены по всем предметам. Также по всем предметам были домашние задания - либо эссе, либо еженедельные домашние задания, либо одно большое домашнее задание. Оценка за курс выводится как средневзвешенная оценка за все задания и экзамены.
Сложности, с которыми ты столкнулась во время учебы/жизни в другой стране?
Не очень привычно сдавать итоговый экзамен раз в год. Даже если предмет закончился в первом семестре, итоговый экзамен все равно проводится в мае. В начале учебы, первые две недели было сложно привыкнуть, что все вокруг на английском. Осложняется это тем, что все преподаватели тоже с разных стран и у некоторых непривычный акцент, к которому нужно привыкнуть. Местный бирмингемский акцент тоже сложный.
Что тебе нравится/не нравится в учебе в Великобритании?
Мне очень нравится то, что ребята тут со всего света. Например, в моей группе есть студенты из Японии, Таиланда, Китая, Бангладеш, Нигерии, Кении, Танзании, Великобритании, Австралии ну и я из России. Так же понравилось, что часто преподаватели-лекторы ближе к студентам, чем в России. Например, преподаватели могут устроить вечеринку для своих студентов. Англия спокойная и немного скучная страна. Мне больше нравятся мегаполисы, поэтому я чувствую, что немного ошиблась с выбором города, надо было учесть это и ориентироваться на Лондон. Относительно системы обучения, честно говоря, ничего особенного не почувствовала. Многие моменты похожи на то, как была организована учеба в моей альма-матер НИУ ВШЭ, только нагрузка меньше. И еще очень не хватало обсуждений во время семинаров. Здесь во время семинаров преподаватель (в основном семинары преподают аспиранты) часто что-то сам объясняет у доски, и интерактива гораздо меньше, чем у нас было в НИУ ВШЭ.
Какое самое главное знание или умение, которое ты получила в процессе обучения?
Наверное основное умение, которые я получила тут, связано с многонациональностью - расширение кругозора, толерантность, то что люди везде похожи и различаются одновременно.
Твои личные советы тем, кто хочет поехать учиться за рубеж.
Вот на что я наткнулась на своем опыте: начать подготовку заранее. В октябре уже обычно можно подавать документы, а до этого надо выбрать университеты и собрать документы. Если есть уверенность в своем английском, то экзамен можно после отправки документов. До этого лучше готовить другие документы и тщательно выбрать университет. При выборе университета, хорошо учитывать не только образовательный аспект, но и в каком городе/стране он находится, подойдет ли это вам.
Почему ты вернулась в Россию?
Еще не вернулась, но буду рада. В России (в основном, наверное, в Москве) больше интересной работы.
Расскажи о своих планах на будущее (5-7 лет)?
После окончания хочу пару лет поработать, чтобы на практике применить знания. И, возможно, потом параллельно продолжить образование в аспирантуре.
* фотографии из личного архива Дарьи