Интервью с Валентиной (Бамберг, Германия)
Всем привет! Меня зовут Валентина и я являюсь студенткой ВУЗа Otto-Friedrich в городе Бамберг, Германия. Моя специальность называется International Information Systems Management и готовит управленцев в сфере айти. В России я уже закончила один ВУЗ по специальности инженер-технолог производства кожно-текстильных изделий, но еще в процессе учебы поняла, что это направление, как говорится, «не моё». Поэтому оставалось только два варианта: искать работу не по специальности или учиться еще раз. Поработав пару лет в продажах, я все-таки поняла, что еще одно образование было бы очень кстати и начала думать о вариантах.
В это самое время один из моих друзей учился в Нидерландах и рассказывал просто сотни крутых историй про обучение в Европе. Естественно, мне захотелось тоже! К сожалению, моя финансовая ситуация не позволяла мне оплатить образование, которое оплачивали моему другу. Но звёзды сложились в моём направлении – абсолютно случайно я узнала о том, что в Германии (по совместительству одной их моих любимых стран) нет оплаты за обучение даже для иностранцев (кроме чисто символического сбора). С этого момента и начались мои приключения!
Почему ты выбрала данную программу и университет?
Мои поиски не были долгими. Во-первых, я обожала (и люблю до сих пор) город Мюнхен. Жилье в нем было мне не по карману, поэтому я просто решила ограничить свои поиски границами Баварии, чтобы если что быстренько запрыгнуть в поезд и через пару часов уже гулять по моему любимому городу. Да знаю, звучит не очень логично по отношению к выбору своего будущего, но в таких вещах я предпочитаю не забывать слушать свое сердце и немножко потакать его желаниям.
Далее обстоял вопрос с выбором программы. Тут уже было посложнее. Вариант с магистром я сразу отмела, так как продолжать не очень любимую специальность не имело никакого смысла. Значит, нужно было заново начинать бакалавр. В этом плане я тоже положилась на свой внутренний голос, интересы и возможность удаленной работы в будущем (я ну очень люблю путешествовать!). Ответ пришёл сам – информатика, но не чистый кодинг, где за работой пропадаешь из жизни, а что-то более высокого ранга, с большей вероятностью человеческого контакта, с высшей долей ответственности, но зато менее ограниченной свободой.
Моя специальность попалась мне абсолютно случайно. На тот момент она существовала всего три года и преподавалась (и преподается до сих пор) в единственном месте – в университете города Бабмерг. Хоть в этом городе я раньше ни разу и не была, решение было принято.
Была ли возможность получить стипендию?
Я сразу же начала узнавать по поводу стипендий, но в моем случае это было, к сожалению, невозможно. Во-первых, программа была на немецком, а я вообще на нем не говорила, то есть, мне требовался еще как минимум один семестр курса немецкого (благо, университет Бамберга предоставлял такой курс стоимостью 520 Евро в семестр). Во-вторых, я начинала свое образование с нуля и это был бакалавр, а большинство стипендий рассчитаны только на студентов-магистров или молодых ученых.
Но, тем не менее, мне удалось получить, хоть и не большую, но стипендию. Называется она Deutschlandstipendium и подать на нее может любой желающий студент, которому до конца учебы остается хотя бы один год. Подача происходит каждое лето в ВУЗе, в котором проходит ваше обучение. Размер стипендии составляет 300 Евро в месяц, что, конечно, не покрывает все расходы, но все-равно является очень неплохим бонусом! Условия получения – это хорошие оценки, социальная активность (я состояла в GreenPeace) и убеждающее мотивационное письмо. Стипендию выдают на год и через год нужно подавать на продление.
Какой был процесс подачи документов?
Благодаря моему везенью, ВУЗ Бамберга не требовал заверения апостилем, которое стоило порядка 100 Евро за один документ и было мне определённо не по карману. Документы нужно было лишь перевести на немецкий, подтвердить подлинность печатью нотариуса и можно было отсылать заказным письмом на адрес универа.
В пакете должны были присутствовать: анкета с сайта ВУЗа, заполненная и подписанная мной, переведенные на немецкий школьный аттестат и диплом об окончании моего первого образования (всякие грамоты и сертификаты были только в плюс), сертификат IELTS или TOEFL уровня минимум B2 (мой немецкий ведь был совсем так себе и я ехала его учить), сертификат из любой языковой школы с подтверждением уровня немецкого минимум А2 (на курсах в Бамберге не брали с нуля), автобиография с максимумом подробностей и, конечно же, мотивационное письмо с объяснением почему я начинаю свое образование заново и хочу это сделать именно в Бамберге.
Как выглядит учебный процесс?
Первым делом, мы написали экзамен на определение уровня языка. Я попала в самую слабую группу – B (были еще C и D) и тут начался процесс по утрамбовыванию тонн немецкой лексики и грамматики в наши иностранные головы. Пять дней в неделю по 4 часа немецкого, плюс домашние задания, которые невозможно было сделать быстрее, чем за 1,5-2 часа, плюс 30 слов, которые я себя заставляла учить каждый день без исключения – итого 6 часов языка в день.
Все, даже преподаватели, говорили, что одного семестра языка для группы В недостаточно для успешной сдачи DSH, но я и еще одна девочка показали особенное упорство и всего лишь две из нас из всей группы сдали экзамен на уровень С1 уже после 5 месяцев курсов. Дверь в мой второй бакалавр наконец-то была открыта.
Учеба в немецком ВУЗе вообще несравнима с российской. Студенту предоставляется очень много свободы в организации учебного процесса – студент сам может выбирать какие предметы в каком семестре он хочет учить (конечно же, есть и рекомендации по уровню сложности предметов), студент сам выбирает, ходит он на лекции или читает книжки дома (есть только пара исключений, где посещение обязательно, но они скорее подтверждают правило). Но забавно то, что при такой свободе, большинство студентов все-равно стараются не пропустить ни одного занятия, так как без них сдать экзамен хорошо будет на грани нереального.
С какими сложностями ты столкнулась во время обучения?
Первый семестр был самым сложным для меня из-за языкового барьера. Иногда я сидела на “введении в экономику” и ловила себя на мысли, что давно перестала понимать, о чем говорит профессор и какая вообще сейчас тема… Так что, а этом семестре у меня получилось сдать всего 4 предмета: 2 математики (там не нужно было ничего учить теоретически), английский (ну понятное дело) и еще один теоретический предмет, но на очень плохую оценку, так что там гордиться нечем.
Многие спрашивают, осталась ли бы я на еще один семестр языкового курса, если бы знала, что будет так сложно? Я абсолютно точно скажу: нет! Ничто не заставит тебя так быстро влиться в языковую среду как необходимость это сделать, а на курсах можно быть самой лучшей студенткой хоть 10 семестров подряд, но это все еще не будет значить, что в беглой речи профессоров ты будешь улавливать каждое слово с ходу.
Расскажи про нагрузку?
Что действительно круто в немецкой системе образования, что нагрузку каждый студент выбирает себе сам. Можно взять очень много предметов в один семестр, но тогда нужно готовиться к сильному стрессу в фазу экзаменов, потому что в Германии надо на самом деле учить материал, а не просто пробегаться по нему глазами и уж точно не надеяться, что на экзамене получится воспользоваться хоть какой-то помощью, кроме собственных мозгов. А также, можно растянуть обучение на пару лишних семестров и брать каждый семестр меньше предметов, чтобы пройти учёбу, так скажем, на релаксе.
Кстати, конечно же, нельзя учиться бесконечно. Есть максимальное ограничение в два дополнительных семестра (остальные экстра-семестры только по экстренным случаям, например, беременность). Есть так же, и рекомендованное число предметов – каждый семестр рекомендуется писать предметов общим числом на 30 пунктов – это, примерно, 6 предметов, но это всего лишь простая рекомендации, её можно слушать, а можно решать самому. Я, например, в этом семестре, писала целых 8 экзаменов, было очень много стресса, но это оказалось возможно.
Как проходят экзамены?
Экзамены на моей специальности проходят очень строго. Начало и конец экзамена отмеряются строго по часам, вплоть до секунд. Каждый студент сидит либо за своим отдельным столиком, либо, если это аудитория, то на приличном расстоянии друг от друга. От двух до пяти проверяющих на аудиторию заботятся о том, чтобы никто не списывал и даже просто наличие мобильного телефона в кармане достаточно, чтобы тебя обвинили в попытке обмана и отобрали твой экзамен, при этом выпроводив домой. В основном, в Германии действует правило “трех попыток” – то есть, каждый экзамен можно писать всего три раза и если ты не сдал после трех попыток и это был один из обязательных предметов, то, к сожалению, ты вылетаешь… Поэтому, обманывать и пытаться списать может выйти себе же дороже.
Так же, на каждый экзамен нужно заранее регистрироваться в специальной онлайн системе университета (у каждого универа она своя). Есть даты, между которыми можно отправить регистрацию и если ты их пропустил, то экзамены в этом семестре ты не пишешь. Вот такой вот во всем порядок.
Что тебе нравится или не нравится в жизни в Германии?
Так как я любила Германию еще до переезда в эту страну, то плюсов немецкой жизни я нахожу гораздо больше, нежели минусов. Моя связь с этой страной в том, что мой менталитет очень похож на немецкий – я люблю планировать на дни, недели и месяцы вперед, я пунктуальна и терпеть не могу ждать, примерно так же как и опаздывать. Кроме этого, я считаю важным, что законы соблюдаются, а не просто написаны на бумаге и что полицейская система работает. Например, в Германии над тобой не посмеются, если ты напишешь заявление на то, что тебе кто-то угрожает в фейсбуке, а начнут действительно заниматься твоей проблемой.
Кроме этого, для того, чтобы, имея немецкий вид на жительство, остаться бездомной или голодать, нужно ну о-очень хорошо постараться – государство поддерживает малоимущих, студентов, пенсионеров и поддерживает их очень хорошо. Средняя цена проживания мало отличается от цены проживания в Москве, зато уровень зарплат в 2-3 раза выше. Минимальная оплата труда – 8,84 Евро в час, вот и посчитайте.
Что мне не нравится… Это хороший вопрос. Наверное, это обилие бюрократии. Очень много бумажек нужно заполнять практически по любому поводу – заселение в квартиру, поиск работы, открытие банковского счета, открытие страховки – и это только начало списка. Кроме этого, вечная очередь у кабинетов врачей. Несмотря на пунктуальность немцев, на врачей она точно не распространяется – если вопрос не срочный, то приема можно ждать и полгода, а дождавшись и придя по назначенному времени, просидеть еще час или два в комнате ожидания. Наверное, на этом мой список «не нравится» и закончился.
Какое самое главное знание (умение), которое ты получила во время учёбы?
Я могу с полной уверенностью сказать, что самое важное, чему меня научила учеба в Германии (кроме немецкого языка) – это умение учиться! Как бы странно это ни звучало, но закончив одно высшее, я скорее развила свои умения в креативности приготовления разного типа шпаргалок, чем в выучивании и понимании материала. В школе же, мне все давалось просто так – стихи выучивались за пару прогонов, а задачки по математики щелкались как орешки, поэтому умению правильно учиться я не набралась и оттуда. Но когда ты учишь что-то посложнее простой математики, да еще и на неродном языке, то тут даже простая зубрёжка никак не поможет - не поняв материал и забыв пару важных слов, получится не ответ, а полная белиберда. Поэтому, действительно очень важно уметь понимать материал и интерпретировать его в голове так, чтобы он там оставался – это очень важное умение не только для учебы, но и в дальнейшей карьере.
Кроме того, я научилась концентрации. Так как я параллельно работаю и обеспечиваю себя сама, то иногда (особенно в сезон) на учебу остается мало времени, поэтому нужно уметь его правильно планировать и как только находится свободный часик, уметь переключить себя на «учёбное» настроение, а не потратить его, валяясь за сериалом. Но, конечно же, отдыхать тоже нужно не забывать, мы же, всё-таки, студенты! Так что, заставлять себя учиться после вечеринки – тоже полезный скиллз.
Расскажи о своих планах на будущее (5-7 лет)
Так как я обожаю всё планировать, то с этим вопросом вы точно по адресу! Первым делом, в следующем семестре я пишу свою дипломную работу, а в сентябре 2018го я еду на один семестр по обмену во Францию. После этого, мой бакалавр будет официально закончен (если я буду молодцом и сдам все экзамены во Франции), после этого я планирую оставаться в Бамберге на мастер (магистерская программа), которая состоит из 3х семестров и одного семестра зарубежной практики. Одна из моих самых главных целей в жизни – это до 30ти лет начать говорить на пяти разных языках достаточно свободно. Пока что в моей копилке всего три – русский, английский и немецкий. С французским я пока борюсь, но уже долго плаваю между А2 и В1, да поможет мне семестр во Франции! Именно поэтому, когда я буду учиться на мастера, я планирую продолжить изучение французского и начать испанский, а когда придет время зарубежной практики, отправиться в страны Латинской Америки, совместить классную погоду и практику языка.
Далее, все будет зависеть от моей жизненной ситуации, но мне все еще очень хотелось бы успеть пройти годовую программу МВА в Мюнхене, которая создана специально для инженеров или информатиков, а так как я по первому образованию – инженер, а по второму как раз управленец в айти сфере, то эта программа как будто была создана специально для меня!
В общем и целом, я бы хотела остаться в Германии и после учёбы, поэтому планирую заниматься поисками работы к моменту как моя магистратура будет подходить к концу, чтобы влиться в процессы собеседований и знать какие у меня примерно шансы на получение работы в хорошей компании (которые после МВА, я надеюсь, взлетят в разы). Вот такие вот амбициозные планы, ведь нет ничего невозможного в жизни…
Про учёбу из первых уст
Валентина ведёт телеграм-канал @nemusli про учебу и жизнь в Германии - подписывайтесь, чтобы быть в курсе. Ну а если вам интересна тема высшего образования за рубежом в целом, подписывайтесь на канал @studyqa.