TOEFL Аудирование (Listening Part)
Как человек с хорошим владением английского языка, ты должен уметь понимать речь правильно, полностью и в верном значении. Как будущий студент одного из более, чем 130 учебных заведений, принимающих балловую систему TOEFL, очень важным является понимание устной речи как на лекциях, так и в повседневной жизни. Это и определяет то, что предназначена оценивать часть аудирования на экзамене – насколько хорошо кандидаты понимают устную речь. Данная часть включает в себя лекции, разговоры между студентом и преподавателем, а также повседневные обсуждения, которые могут произойти в любом университете между студентом и преподавателем или его работниками. Далее мы рассмотрим часть аудирования более подробно.
Цель и описание Listening Part
TOEFL определяет навыки аудирования, основанные на определенных параметрах, необходимых для обучения на английском языке. В частности, часть Listening оценивает следующие способности:
- Понимать основную идею, ключевые моменты и важные моменты основной мысли (аудирование для основного понимания)
- Определять цель, назначение, интонацию в разговоре (аудирование для практичного понимания)
- Связывать и объединять информацию из различных источников посредством:
- Понимания, как информация упорядочена;
- Понимания связи между идеями (хронология, сравнение/различия, причина/следствие)
- Определения верных выводов на основе представленного материала;
- Определения различий в представленном разговоре или лекции, а также посредством умения находить введение и заключение в лекции (связь и разделение информации).
Формат
Часть аудирования – это второй важный тест, который следует за частью чтения. Что представляет из себя данная часть:
- Проигрываемые аудио записи, которые кандидаты прослушивают через выданные наушники, сопровождаемые изображениями на компьютере для помощи в понимании разговора и определенной роли собеседников.
- Кандидатам так же покажут на экране вопросы и варианты ответов.
- Некоторые аудио записи будут проиграны повторно.
- Кандидатам разрешено делать записи во время прослушивания разговоров, которые нельзя выносить из учебного центра, где сдается тест.
В данной части используется четыре типа вопросов:
- Четыре варианта ответов, из которых один является верным;
- С вариантами ответом, из которых более одного является верным;
- Задания, спрашивающие подставить текст или слово в определенной категории в таблице;
- Задания, спрашивающие поставить события или действия в нужной последовательности.
Используемый материал в части аудирования
В данной части кандидатам дают аудио записи, которые могут состоять из университетских лекций как с одним рассказчиком, так и со студентами, иногда комментирующими его речь, а также диалоги между преподавателем и студентом. Темы лекций разделены на следующие категории:
- Искусство (книги, фотография, архитектура, музыка, профессия, городское планирование и т.д.)
- Науки о жизни (водная флора и фауна, здравоохранение, бактерии и вирусы, поведение животных, среда обитания растений и животных, питание)
- Естественные науки (окружающая среда, астрономия, океанография, информатика, энергетика, технология, свойства света и звука и т.д.)
- Общественные науки (системы ранней письменности, средства массовой информации, образование, современная история, общественное поведение и т.д.).
Предложенные аудио записи представляют из себя повседневные разговоры в типичной университетской среде, например, между преподавателем и его ассистентом, студентом и работником отдела по трудоустройству или работником библиотеки. Они включают в себя распространенные диалоги в академической среде на такие темы как регистрация, выбор определенного питания и т.п. Такие диалоги можно условно разделить на «учебные» и «внеучебные».
В обоих случаях изображения, которые будут показаны кандидатам во время прослушивания аудио записей, помогут понять ситуацию, в которой происходит диалог.
Примерные вопросы
Как мы упоминали ранее, часть аудирования проверяет навыки кандидатов воспринимать устную речь по определенным параметрам. Далее мы рассмотрим различные вопросы, задаваемые в части Listening, для проверки различающихся навыков кандидатов.
Понимание главной идеи лекции/разговора
Какая основная тема лекции? Что обсуждается на лекции по большей части?
Восприятие ключевых деталей лекции/разговора
Согласно преподавателю, в чем состоит основная проблема в подходе компаний к найму сотрудников? Что показывает эксперимент с пауками «ненастоящая вдова»?
Понимание позиции собеседника
Что преподаватель испытывает по поводу использования пьес Шекспира в фильмах? Каково впечатление студентов о Шерлоке Холмсе?
Понимание подтекста
Что имел в виду студент, сказав: «Но довольно сложно изложить историю, основанную на реальных событиях, в жанре боевик». (повторное прослушивание записи) Что подразумевает преподаватель в своем ответе: «Важно не делать поспешные выводы, изучив лишь один или два случаев смерти пауков «ненастоящая вдова» (повторное прослушивание записи)
Структурирование и выстраивание взаимосвязей
Из каких частей состоит лекция? В лекции преподаватель описывает определенную рекламную стратегию. Определите, каждый ли из перечисленных шагов соответствует стратегии. Разместите перечисленную последовательность событий в порядке иерархии.
Как подготовиться к аудированию
Аудио материалы, с помощью которых кандидаты могут улучшить навыки восприятия устной речи, включают в себя CD диски, аудио книги, записи лекций и презентаций. Ты можешь приобрести их в книжном магазине, взять в общественной и университетской библиотеке. Интернет, в свою очередь, конечно же, является прекрасным источников всех типов аудио материалов и практических тестов. Предлагаем твоему внимание ряд интернет-ресурсов, где можно найти качественные записи разговоров и аудиокниги:
Для эффективной подготовке к части аудирования следуй нашим советам:
Во-первых, слушай аудио записи в упорядоченной последовательности уровней сложности и длительности. Начни с уже знакомых тебе тем и затем переходи к более сложным. Для твоего удобства ты можешь начать подготовку с наиболее простого материала, например, разговоров и лекций в фильмах, книгах, фотографий, телевизионных шоу и мультфильмов. Затем ты сможешь перейти к изучению университетского материала, начиная с коротких записей и постепенно переходя к более длинным.
Во-вторых, слушай каждую запись 3-5 раз. В зависимости от уровня владения английским языком, ты можешь вначале слушать записи с включенными субтитрами и затем без них, пытаясь записывать главную идею и ключевые моменты. Прослушай записи еще раз, чтобы определить, как взаимосвязаны идеи между собой, как структурирован разговор, установи различия между фактами и мнением, определи позицию говорящего.
В-третьих, будь активным слушателем. Записывай основные детали в форме тезисов. Сделай список незнакомых слов и фраз, посмотри их значение и исправь их употребление, пользуясь словарем, и постарайся запомнить новые слова. Перескажи прослушанный текст своими собственными словами. Пересказ должен включать введение в главную тему, наиболее важные детали и соответствующий вывод.
В-четвертых, слушая лекцию или диалог, одновременно читай про себя или вслух транскрипцию текста. Способ чтения зависит от того, что наиболее эффективно для тебя. Обрати внимание, где, как и почему собеседник выделяет определенные слова.
В-пятых, ты услышишь несколько акцентов и произношений, слушая аудио записи. Практикуй прослушивание материалов, содержащих различные акценты и произношения до достижения хорошего понимания.
В-шестых, скопируй себе запись лекции или диалога. Зачеркни или закрой чем-нибудь каждое четвертое или пятое слово в транскрипции. После этого послушай аудио запись и заполни пропущенные слова.
Стратегии и советы для части Listening
Посмотри на список ниже, чтобы понять, как определить различные типы вопросов части аудирования, и подсказки, как правильно отвечать на них.
Тип вопроса TOEFL
Вопросы о сути/основной идеи лекции/диалога:
- О чем по большей части лекция?
- Что в основном обсуждают собеседники?
- Какая главная идея обсуждалась в разговоре?
Описание
Данные вопросы задаются с целью узнать основную идею аудио записи. Для ответа на них нужно представить большую картину, исключив маленькие детали. Таким образом, не бери во внимание небольшие детали, которые составляют лишь малую часть текста.
Совет
Запиши несколько ключевых тем и определи, какая из них наиболее соответствует всему прослушанному тексту.
Тип вопроса TOEFL
Вопросы о цели разговора и иногда лекции:
- Зачем студент посещает Отдел маркетингового управления?
- Почему преподаватель хочет встретиться со студентом?
- Что студент ожидает в Отделе профессиональной подготовки?
Совет
Определи основную цель разговора. Основная идея или тема разговора часто упоминается в начале. Иногда тебе может потребоваться прослушать весь разговор и собрать всю информацию вместе, чтобы определить цель разговора или лекции.
В таких аудио записях студент часто занимается поиском разрешения проблемы. Определи проблему студента и ее решение из аудио записи, чтобы правильно установить суть.
Тип вопроса TOEFL
Детализированные вопросы:
- Каков результат эксперимента?
- Согласно преподавателю, как внутренние порты могут помочь в проблеме с заторами на дорогах?
- Согласно преподавателю, какая проблема в теории наиболее важная?
Описание
Детализированные вопросы требуют от кандидатов понимать и собрать наиболее важные факты или детали из лекции ли разговора. Эти детали связаны с общей темой или сутью текста.
Совет
Запиши основные моменты лекции/разговора. Перед ответом на вопросы просмотри сделанные записи.
Не выбирай ответ только из-за того, что он содержит несколько слов, использованных в аудио записи. Иногда неверные варианты ответов содержат слова или фразы из текста.
Если ты сомневаешься, выбирай ответ, который наиболее соотносится с главной идеей лекции/разговора.
Тип вопроса TOEFL
Вопросы о взаимосвязи:
- Какую цель имеет ответ сотрудника?
- Что предложил преподаватель, сказав: «...»?
- Почему студент сказал: «...»?
Совет
Для ответа на вопросы, определяющих причину того, что было сказано, подумай о смысле всего текста. Причина сказанного может не упоминаться напрямую в аудио записи.
Например, когда звонит телефон и твой друг не может ответить, он говорит: «Звонит телефон». В действительности же его фраза означает то, что друг просит тебя ответить на звонок.
Тип вопроса TOEFL
Вопросы о позиции говорящего:
- Какова позиция преподавателя относительно ...?
- Каково мнение студента о ...?
- Что имеет в виду мужчина, сказав: «...»?
Совет
Каким тоном была сказана данная фраза? Удивленным, сбитым с толку, нетерпеливым или рассерженным? Тон говорящего – это наиважнейшая подсказка, которая поможет тебе ответить на вопрос правильно.
Тип вопроса TOEFL
Вопросы о структуре:
- В каком порядке произошли события?
- Как структурирован разговор?
- Почему преподаватель сказал, что студенты должны сконцентрироваться на слайдах?
Описание
Вопросы о структуре чаще задают по аудио записям лекций.
Совет
Возможно, в начале лекции не будет сказано, каким образом преподаватель структурировал текст. Следует обратить особое внимание на сравнения, сделанные в ходе лекции. Когда преподаватель отклоняется от главной темы, задай себе вопрос, почему он это делает. Отвечая на данные вопросы, посмотри на сделанные записи.
Тип вопроса TOEFL
Вопросы о взаимосвязи тем:
- Что может означать ...?
- Что студент имел в виду о ...?
- Определи, относится ли каждое из перечисленных суждений к добытым или синтетическим алмазам.
Описание
Эти вопросы могут потребовать от тебя перечислить события в нужном порядке или заполнить таблицу.
Совет
Просмотри сделанные записи и обрати внимание на этапы действия, описанные в аудио записи. Также обращай внимание на термины, определения и факты, упоминаемые в тексте. Возможно, тебе потребуется информация не из одного параграфа.
Тип вопроса TOEFL
Умозаключающие вопросы:
- Что может означать ...?
- Что преподаватель имеет в виду, сказав ...?
- Как ты думаешь, как собирается поступить студент?
Описание
Эти вопросы похожи на вопросы о взаимосвязях тем. Здесь тебе потребуется сделать вывод, исходя из идей, представленных в тексте. Таким образом, собери представленные идеи вместе и определи, какой вариант ответа наиболее соответствует.
Совет
Данная информация не будет пересказана в аудио записи. Ответ, который ты выберешь, может также не содержать слова из текста. Поэтому верно определи изложенные идеи, чтобы прийти к логическому выводу.
Советы к части аудирования TOEFL: лекции
Ознакомься и будь готов к различным типам вопросов в части аудированияTOEFL.
Часто основную тему можно услышать в начале лекции, в то время как детали будут разбросаны по всему тексту. Как только ты определишь основную идею, ты сможешь с легкостью определить и детали.
Посмотри на то, как выражены основные идеи в лекции. Они могут быть представлены в форме причина/следствие, сходства/различия или в форме этапов процесса.
Обрати внимание на определяющие и переходные слова, указывающие на различные части лекции: введение, основные моменты/этапы, примеры и выводы. Такие переходные слова как «следующий», «впоследствии», «затем», «поэтому» и «в заключении» свидетельствуют об этапах и разделах лекции.
Практикуй запись основных идей, ключевых моментов и важных деталей, слушая аудио записи. Используй ключевые слова и фразы, чтобы представить суть фактов и упомянутых идей. Записывай также основные имена, события и места. Слушая разговор нескольких собеседников, создай таблицу из нескольких граф и записывай важную информацию из их разговора в подходящей графе.
Обращай внимание на интонации собеседников. Это поможет тебе представить картину, даже если ты не знаешь значение некоторых слов.
Будь внимателен к визуальным материалам, сопровождающим аудио записи, т.к. они могут подсказать об основных идеях в лекции. Графики и иллюстрации могут указывать на перечисленные в лекции разделы. На классной доске могут быть написаны ключевые слова и фразы, обсуждаемые на лекции.
Советы к части аудирования TOEFL: разговор
Некоторые из вышеупомянутых советов могут быть применены и к части аудирования при прослушивании разговоровTOEFL. Далее мы дополним список.
Обращай внимание, когда кто-то в диалоге задает вопрос. Это может служить подсказкой, о чем представленная информация.
Определи, какая главная цель разговора, слушая, как собеседники выделяют интонацией некоторые слова. Они разрешают проблему? Конфликтную ситуацию? Они рассерженны, расстроены или расслаблены? Английские телевизионные шоу, фильмы и разговоры на улице, в супермаркете или на вечеринке помогут тебе угадывать чувства и позиции, скрытые за сказанным. Делая записи, используйсокращения, такие как:
- with – w/, without – w/o
- or – /
- times – x, pages – pp
- important – imp
- possible – poss
- difference – diff
- about/regarding – re
- compare – cf
- before – b/4
- opposed to – vs.
Расширь свой словарный запас. Выучи часто в лекциях употребляемые технические слова, которые обычно появляются в печатных материалах – газетах, журналах, вместо мало употребляемых.