Интервью с Антониной (Тарту, Эстония)
В интервью GSA, студентка Университета Тарту по программе «Educational Technology», Антонина рассказала об учебе в Эстонии, получении стипендии и различиях в обучении в России и в Европе.
Откуда ты, где училась, где учишься сейчас и на кого?
В 2018 году я закончила Академию Художеств в Санкт-Петербурге (с красным дипломом театрального художника). После окончания вуза я была недовольна карьерными перспективами в России и поняла, что это тот самый момент, ради чего я начала когда-то учить английский. Было пора расширять горизонт и переходить на европейский рынок труда. На мой взгляд, образование - самый лучший мостик для успешной карьеры.
Еще будучи студентом, я работала преподавателем рисования, что и дало мне возможность поступить на педагогическую программу Университета Тарту.
Моя специальность в Эстонии “Educational Technology” - это не просто программа педагогической подготовки. Это трендовое в Европе направление, соединяющее педагогику и технологии, пока еще даже не во всех странах есть эта должность при школах, колледжах и университетах. Такая позиция есть в Эстонии, США, плюс я видела подобные вакансии в Италии, Австралии, Голландии.
Почему ты выбрала именно эту страну, университет и специальность?
Когда я искала программы, на которые планировала подавать, я руководствовалась несколькими параметрами. Во-первых, для меня была важна возможность получить стипендию. С зарплатой педагога в 500 евро я не могла себе позволить платить за европейское образование. Во-вторых, я обозначила круг интересов: искусство или педагогика.
Эстония привлекала меня близостью к Санкт-Петербургу и возможностью получить образование на английском языке. У самой программы тоже было много преимуществ: она короче аналогичной программы в Таллине (обучение длится один год), она почти полностью дистанционная. Мы присутствовали на классических лекциях только несколько недель в августе, все остальные лекции и задания проходят в формате вебинаров и онлайн образования.
Однако защита дипломов будет классической, с нашим физическим присутствием в университете, если карантин закончится к этому лету. Другое преимущество этой программы: университетов, выпускающих специалистов в этой сфере пока еще не много. Хотя и интерес к ней высок, потому что распространение вируса и внезапный переход школ на онлайн обучение подчеркнул необходимость профессионалов, способных помочь преподавателям максимально безболезненно перейти на новый формат.
Какие документы были необходимы для поступления? Сложно ли было их собрать?
Список документов был стандартным: мотивационное письмо, переведенный на английский язык диплом, сертификат, подтверждающий знание английского языка. Стоимость подачи заявки была 50 евро. Документы нужно было загрузить в систему DreamApply, объединенную платформу для иностранцев, поступающих в эстонские вузы. Платформа очень удобная и интуитивная, благодаря ей процесс подачи документов был гладким и приятным.
Самое хорошее в ней то, что она сохраняет твои данные и тебе не нужно заполнять анкету отдельно для каждой программы, на которую ты хочешь подавать, система переносит основную информацию о тебе автоматически. Самое необычное и волнительное при подаче: нужно было записать видеообращение, где абитуриент должен был рассказать о своем будущем дипломном проекте.
Что было самым трудным в поступлении?
Волнение перед тем, как объявили списки поступивших. Ну и, конечно, нужно было структурировать свою жизнь перед этим: сдать языковой экзамен, найти программу и внимательно читать условия присуждения стипендий.
Как выглядит процесс обучения в твоем вузе и чем он отличается от российского?
Я получаю огромное удовольствие от обучения. Мое предыдущее образование сильно отражало советскую систему и было далеким от того, с чем сталкиваются выпускники после окончания вуза. Университет Тарту делает акцент на соединении рабочей практики и образования, программа изначально была представлена именно для работающих преподавателей. Я впервые столкнулась с онлайн обучением и оценила его преимущества.
Мне нравится процесс взаимодействия преподавателей и студентов. Преподаватели очень открыты, ведут блоги, где они делятся своими размышлениями об учебном процессе и том, почему они выбирают те или иные методы и стратегии для работы со студентами. Также преподаватели более отзывчивые и тактичные, чем большинство русских профессоров, с которыми я сталкивалась. Мы учимся через онлайн систему: преподаватели записывают видео лекции, выкладывают материал для чтения и задания для самостоятельной работы. Часто лекции принимают форму вебинаров. Студенты в свою очередь загружают в систему выполненные задания, это могут быть эссе, презентации, видео. Преподаватели часто дают групповые задания. Например, однажды я работала вместе с девушками из Эфиопии, Ямайки, Латвии и Израиля.
Важно упомянуть, что тут есть обязательные курсы, которые являются ядром для будущей профессии, но также каждый студент выбирает себе дополнительные предметы, которые его интересуют. Главное - набрать нужные 60 кредитов к концу года.
Назови то, что тебе нравится и не нравится в обучении
Мне нравится:
- Возможность развивать критическое мышление. Просто знаниями и умениями воспроизвести фактическую информацию недостаточно, студент должен уметь анализировать идеи и формулировать свою точку зрения. Мне было сложно так делать в начале, в России мы в основном пассивно принимали знания от педагогов, не давая им какой-либо оценки и принимая за непреложную истину
- Возможность совмещать работу с учебой
- Общение с одногруппниками. Нас 18 и вот список стран: Мексика, Канада, Ямайка, Камерун, Эфиопия, Германия, Эстония, Израиль, Корея, США, Азербайджан, Грузия. Благодаря учебным проектам я узнала ближе процесс преподавания в этих странах, а это очень бесценный опыт, позволяет иначе посмотреть на работу, внедрить что-нибудь новое в свою практику.
- Общение с преподавателями. Они тоже со всей Европы. Я училась у профессоров из Греции, Эстонии, Голландии, Италии.
- Необычные лекции. У нас были практические сессии по изучению виртуальной и дополненной реальности в образовании, возможность попробовать роботов, смартборды, образовательные приложения и платформы.
Мне бывает сложно, потому что:
- Приходится много читать и анализировать научные статьи. Иногда мне кажется, что академический английский был изобретен интеллектуальными садистами :)
- Если совмещаешь учебу и 8-ми часовой рабочий день, то времени на личную жизнь и развлечения не остается вообще
Что тебе нравится и не нравится в самой стране?
Плюсы Эстонии:
- динамичное развитие и акцент на использование технологий
- чувство безопасности и защищенности
- даже для онлайн программ, как моя, Эстония дает красивую студенческую визу типа D, на 365(!) дней в году пребывания в ЕС. С этой визой тебе даже не нужно разрешение на работу, да и в рабочих часах тебя государство не будет ограничивать.
- государственная программа поддержки иностранных студентов, возможность получить грант на многих программах
- с эстонским дипломом выпускник может остаться в стране на 9 месяцев и искать работу (или партнера, кому что по душе)
Насчет минусов сложно сказать, так как я обучаюсь онлайн и пока еще не столкнулась с разочарованиями интеллектуального мигранта. Но, думаю, что можно назвать:
- климат (как в Санкт-Петербурге) может не подойти теплолюбивым россиянам
- большое количество русскоговорящих. Я все еще не определилась, преимущество это или нет :)
- для тех, кто привык к большим городам, Эстония может показаться слишком спокойной, но после 9 лет жизни в Питере для меня это было как бальзам на душу.
Как получить стипендию на учебу в Эстонии? Что покрывает твоя стипендия?
Я получила Tuition waiver, это вид стипендии, который покрывает стоимость обучения. Чему я очень довольна. Единственное, что важно упомянуть: эта стипендия обязует меня защититься вовремя и получить 60 кредитов за год. За все недостающие кредиты в июне 2020 я должна буду доплатить. Но в свою очередь я могу абсолютно бесплатно получить больше 60 кредитов, то есть не надо доплачивать, если я захочу поучиться больше, чем предусмотрено программой.
Платишь ли ты за жилье и питание?
Учебный грант не покрывает эти расходы. Я работаю, поэтому эти расходы покрывает зарплата. В остальном я живу своей обычной жизнью, разве что переехала из СПб и переключилась на кочевой образ жизни.
Как обстоят дела со сферой развлечений — где и как ты обычно отдыхаешь?
Я стала намного больше путешествовать. Теперь это мой любимый вид досуга. За этот год я побывала в Эстонии, Казахстане, Киргизии, Грузии, Беларуси, Германии, Франции, Испании, Португалии, Италии.
Расскажи о своих планах на ближайшие 5-7 лет
Университет Тарту открыл для меня то, что научные исследования - это очень интересно! Я бы хотела поступить в аспирантуру, уже подала заявление в университет в Таллине. Если эта дорожка будет закрыта, я обязательно воспользуюсь возможностью поработать в Эстонии по моей новой профессии. К тому же в ней есть потенциал поженить мою страсть к искусству, педагогике и к технологиям.
Фотографии на странице из личного архива Антонины.