Интервью с Анастасией (Венеция, Италия)
Большое интервью с выпускницей юридического СПбГУ, которая рассказала о том, как проходит учеба в итальянском университете, чем наше образование отличается от зарубежного и что помогает ей преодолеть тоску по дому.
В свои 26 лет Анастасия Лескова уже закончила юридический факультет СПБГУ и успела поработать в Европейском суде по правам человека во Франции. Сейчас Настя обучается в магистратуре в Венеции в Европейском межвузовском центре по правам человека и демократизации (The European Inter-University Centre for Human Rights and Democratisation) по магистерской программе The European Master’s Programme in Human Rights and Democratisation (E.MA).
Настя, как пришло решение поехать учиться за границу?
Про данную магистерскую программу я услышала от своих знакомых, с которыми вместе проходила стажировку в Совете Европы, очень много кто из них заканчивал данную интенсивную, ориентированную на практические знания программу. Собственно, они-то её мне посоветовали.
Наверняка, для участия в этой программе понадобилось знание итальянского языка?
В моем случае это было как раз наоборот. Знание итальянского языка не требовалось, так как обучение полностью проходит на английском языке, преподаватели также не итальянские. Весь преподавательский состав данной программы состоит из профессоров 41 университета Евросоюза, занимающихся правами человека в академической сфере или практиков, а зачастую первое и второе совместно.
Какие понадобились документы?
Что касается документов, то Италия, как и Россия, на мой взгляд, отличается отменным бюрократизмом. Документов требовалось море, это и диплом, и перевод всех документов на итальянский язык, также требуется вполне приличный пакет документов по приезду. Но на самом деле это все не так страшно, как может показаться на первый взгляд.
Была ли возможность получить стипендию на обучение?
Да я учусь по стипендии, она полностью покрывает затраты на обучение. Дополнительно стипендией предусмотрено около 2600 евро в месяц. Никаких дополнительных документов не требовалось, просто в заявке я указала, что претендую на стипендию. Необходимо было приложить справку о финансовом состоянии (2НДФЛ). После этого было устное собеседование по телефону, где были заданы стандартные вопросы: почему, зачем, что планируете в будущем, а также коварный вопрос, готовы ли учиться без стипендии.
Назови несколько вещей, о которых ты по приезде подумала: «Не зря я это взяла»
Мне пришлось ограничиться одним чемоданом и одним рюкзаком. Поэтому почетное место в моем багаже заняла камера, учебные книжечки, купальник (который так и продолжает занимать место в моем багаже), любимая кружка и ноутбук. Хотя уже находясь здесь, я бы выложила книжечки и купальник и вместо них положила бы пакетик гречки, теплые тапочки (слово отопительный сезон итальянцам знакомо плохо) и самое главное ПЕРЕХОДНИК. Всем отъезжающим в Италию: розетки тут очень странные, не такие как в остальной Европе, с тремя зубцами.
Расскажи немного о вне учебном времяпрепровождении? Удалось ли найти друзей в Италии?
Общения много. Необходимо только время и желание. Данная программа отличается широким охватом стран. На моем курсе учатся представители практически всех континентов. В основном это ребята из различных европейских стран, хотя достаточно много студентов из Южной Америки. Несмотря на то, что программа очень интенсивная (занятия у нас проходят с 09.00 до 18.00 каждый день, а были случаи, когда и суббота была захвачена), очень много вне учебного общения.
Постоянно что-то где-то происходит; иногда в университете – это и различные кружки, круглые столы, совместные просмотры фильмов, занятия йогой; иногда в городе – прошлая неделя, была ознаменована закрытием крупной выставки в Венеции, а также свободных для посещения музеев, в которые и устремились все студенты; иногда дома– международные ужины, совместные концерты, языковые курсы и ещё очень много всего интересного.
С какими трудностями может столкнуться русский студент во время проживания в Италии?
Непреодолимых трудностей не было. Сначала были некоторые сложности в обучении, так как я пропустила первую неделю обучения. Плюс все-таки есть некоторые различия в юридическом образовании в России и в Европе (свою первую степень я получала в Санкт-Петербургском государственном университете), но ребята на курсе помогли достаточно быстро адаптироваться к обучению, кто-то дал свои конспекты, кто-то предложил собраться и объяснить моменты, которые вызвали вопросы.
Другой момент, это бюрократия. В государственных учреждениях, в банках и прочих, очень тяжело встретить англоговорящий персонал. Здесь нам активно помогли преподаватели из университета, в банк с нами сходили «за ручку».
Опиши распорядок дня итальянского студента?
Подъем в 7.30-8.00. Занятия начинаются в 9.15. Поэтому утреннее время, я использую чтобы неторопливо попить чай, полистать странички новостей. До университета мне идти 15 минут, вдоль красивых каналов с виднеющимися на горизонте горными вершинами. Университет расположен в здании старинного монастыря 13 века, поэтому аудитории у нас с колоннами. Правда опять же минус монастырей – отопление.
Обед предоставляет нам университет бесплатно. И какой это обед, назвать это столовкой рука не поднимается. Поэтому сытые и довольные, мы все идем пить кофе в ближайшее кафе на набережной, отличающееся разумными ценами и прекрасным персоналом. Однако Венеция достаточно дорогой для проживания регион, особенно если питаться вне дома. Средний обед в кафе 15-20 евро.
После занятий большинство студентов едет в библиотеку, которая предусмотрительно работает до 12 часов вечера, количество учебных материалов на каждый день хватает, чтобы прочувствовать всю прелесть открытых библиотек. Хотя в такой библиотеке одно удовольствие сидеть, там есть wi-fi и все блага цивилизации. В тот момент, когда я понимаю, что видеть больше не могу ни одного английского слова, я делаю небольшой круг до моста Риалто, там самое вкусное фисташковое мороженое. Вот оно и является моим вознаграждением за труды. Зачастую вечер продолжается в каком-либо баре с концертом или просто с друзьями.
Что же касается условий проживания, то тут все не так просто. Для начала жилье в Венеции не самое дешевое. Так как я живу на острове Лидо, где и располагается университет, цены немного ниже, но в среднем 400-600 евро за комнату. Минус: Лидо - это остров, где средний возраст населения выше 60 лет. Моей соседке сеньоре Марии исполнилось 89 лет. Соответственно, никаких клубов, баров и прочего. С другой стороны, это не самый туристический район и здесь очень спокойно и размеренно протекает жизнь.
Также большим плюсом является пляж в пределах 7 минут ходьбы, что на мой взгляд, перекрывает все минусы. Сложностью быта может быть отопление в домах. Наш дом подключен к центральной системе отопления, а итальянские власти почему-то считают топить ночью излишним занятием, плюс каменные полы не улучшают ситуации. Поэтому теплые домашние вещи не помешают, а также теплые носки и тапочки, хотя в летний сезон наверняка я бы сказала спасибо каменным полам.
Удалось ли за время обучения в Италии познакомиться с культурой страны? С её менталитетом? Историей?
Вообще вся жизнь в Венеции, очень способствует познанию культуры Венеции, менталитету итальянцев, да и вообще жизни в итальянском духе. Венеция не просто богатый историей город, это просто один большой музей под открытым небом. Очень жалею, что я не почитала больше о Венеции дома, хотя я надеюсь еще успеть.
Можешь назвать какие-либо отличительные черты итальянского образования (в сравнении, к примеру, с образованием в России)?
Образование «ихнее» и наше конечно же отличается значительно. В первую очередь, профессорский состав. Профессора здесь не читают лекции, они выступают. Поэтому скучными лекции практически не бывают. У нас преподают лекторы из разных стран и разных университетов. Например, на лекцию об африканской системе прав человека к нам приезжал профессор из университета Претории, ЮАР; лекция об азиатской системе была прочитана профессором с Филиппин и т.д.
Очень много практиков, которые дают возможность узнать подноготную того или иного процесса, некую инсайдерскую информацию. Немного отличается и сам процесс образования. К лекции нам необходимо прочитать определенное количество материалов, которые предусмотрительно выложены на наш учебный портал в отсканированном виде или просто в качестве ссылок на файлы. Предполагается, что на лекцию ты должен явиться знакомый с общими проблемами и аспектами, а время с профессором не для объяснения общих вещей, а фокусирования на отдельных аспектах/проблемах/интерпретациях.
Удивил меня университет также и тем, что нам в начале курса была выдана бумага для принтера, и была предоставлена возможность неограниченного использования принтеров/ сканеров/ компьютеров университета. Никаких дополнительных плат за распечатанные материалы не потребовалось. Также в процессе обучения, нам было организовано участие в ЭКСПО-Милан, а также предстоит «field work trip» в Косово, где планируется применение полученных нами знаний на практике в зоне урегулирования международного конфликта.
В завершении, какие советы ты бы дала студентам, которые собираются на обучение в Италию?
Основной совет действительно любить то, что Вы планируете учить! Внимательно ознакомится с программой курса, четко понимать для чего и зачем Вы планируете изучать права человека и конечно же взять с собой переходник для Италии. Как учиться в Италии бесплатно вы узнаете на сайте StudyQA.
Интервью взяла Геращенко Екатерина