Большое интервью со Светланой про волонтёрство (Омоль, Швеция)
Если Вы очень хотите пожить за границей и уже отчаялись найти подходящую программу, возможно, эта история вдохновит Вас, и Вы попробуете еще раз. Светлана Климова поделилась с нами своим опытом работы и жизни в качестве волонтера EVS в Швеции.
EVS – это маленькая жизнь!
Январь 2009 г. После двухлетних неудачных попыток отъезда на стажировку в Австралию и работу в Великобритании, я нахожу информацию о существовании такой замечательной программы European Voluntary Service, и сразу же понимаю, что эта программа подходит мне на 200%.
Прочитав множество как официальной, так и неофицальной информации, просмотрев описания вакансий, отослав десятки (а может и сотни, я не считала) заявок, в 2009 г. я получала только два вида ответов – «в этом году нам не нужны волонтеры», либо «извини, но тебя не выбрали».
Февраль 2010 г. В середине дня я получаю письмо, которое гласит, что меня приглашают на EVS в Барселону с мая на год. Но через две недели оказывается, что не я поеду в Испанию...
Месяц спустя мне пишут из Португалии, что были бы рады видеть меня у них волонтером. Та-да! Как бы ни так: было маленькое «но» - вероятность одобрения проекта Национальным агентством была мала, поэтому португальцы разрешали мне искать другой проект.
В мае 2010 г. мне позвонили из Швеции, а на следующий день я узнала, что меня взяли в этот проект в школу. На этот раз только небольшая улыбка скользнула на моем лице, ибо в этот раз поверить, что я действительно поеду в Швецию, было сложно, исходя из моего предыдущего опыта.
В июле того же года мне сообщают, что моему шведскому проекту было отказано в финансировании... Казалось, мир рухнул, и мне просто не суждено быть волонтером EVS. Однако, шведы решили подаваться еще раз. В сентябре примерно в поддержку нашего нового заявления на финансирование, я написала небольшую историю о ситуации с работой для молодежи в России.
Через тернии к звездам.
1 декабря 2010 г. в Москве было -20, а у меня был годовой вид на жительство в Швеции, билет в одну сторону Москва-Копенгаген-Готеборг, кг 15 всесезонных вещей и ноутбук. Почти 2 года я к этому шла, постоянно перешагивая, иногда и переползая через различные препятствия, но я знала, что оно будет того стоить, и не ошиблась.
Даже задержка на рейс в Готеборг и дальнейшее опоздание на поезд до моего городка Омоль (Åmål) не могли испортить моего настроения, ведь я уже была ТАМ!
Швецию я почувствовала уже в самом начале: белый хрустящий снег, запах кофе на вокзале, чистота, организованность и деловитость – моя координирующая организация купила мне новый билет на поезд и организовала мой ночлег в Готеборге, как только узнала, что я опоздала на мой последний поезд до Омоля.
Наконец, Åmål! Какая большая наша волонтерская квартира! Живем втроем – я, Оля из Украины и Давид из Испании, а прямо над нами такая же волонтерская квартира, где обитают Оливер из Венгрии, Марайке из Германии и Анна из Польши.
Первые дни в моем новом городке были выходными, зима уже была самая настоящая, с морозами и сугробами. Помню, как ВСЁ было настолько новым-новым, что было ощущение нахождения на другой планете. Вместе с нашими волонтерами мы ходили на какую-то встречу для местных пенсионеров, помогая на мероприятии подавать кофе, просто говорить “Hej” всем приходящим, а мне оставалось только хлопать глазами, ибо все вокруг говорили по-шведски, и я вообще мало понимала, что происходит, и кто все эти люди.
Вообще первое время мне иногда казалось, что я сплю, настолько неправдоподобной была реальность.
Через пару дней приехала итальянка Алессандра, работать волонтером в том же проекте, в той же школе, и на тот же период.
О моем проекте.
Мой проект назывался просто Södra skolan, что в переводе со шведского означает Южная школа, т.е. это была обычная государственная школа, хотя только для детей 6-12(13) лет (от подготовительного класса до 6го). В Швеции ученик проходит 3 школы – начальную с 6 лет до 6 класса, среднюю – 7-9 класс, и наконец гимназия 2 года с углубленным изучением профильных предметов. До 8 класса шведам не ставят оценок. У них нет школьной формы и родительских собраний. По закону, школы обязаны бесплатно обеспечить своих учеников и учителей ВСЕМИ необходимыми принадлежностями, начиная с ручек, и заканчивая тканями для уроков текстиля. Кроме того, Швеция и Финляндия – единственные страны, школы в которых обеспечивают бесплатным горячим питанием. Уже этих вышеприведенных фактов достаточно для того, чтобы понять, насколько шведская школа отличается от русской.
Так вот, мой проект. Задача волонтеров состояла в том, чтобы а) предотвращать травлю, хулиганство между учениками, б) работать в медиотеке (библиотека с компьютерами), в) помогать учителям и педагогам по мере надобности.
Сначала меня и Алессандру директор школы назначила в разные классы, чтобы «познакомиться с учениками» - меня на уроки труда (текстиль это называется там, т.к. есть еще уроки работы по дереву и металлу) Алессандру – в третий класс. То, что я увидела в классе, впервые зайдя на урок, можно только назвать «культурным шоком», другого определения не найти. Во-первых, все ученики разулись перед входом в класс, оставшись просто в носках, а обувь и верхнюю одежду оставили в корридоре на вешалках и на полу. Робко спросив Катрин, мою учительницу текстиля, нужно ли мне тоже разуваться, я услышала «как хочешь». Разувшись, меня ждал очередной шок – в большом просторном классе текстиля за каждым местом на столах стояли современные электронные швейные машинки, всего где-то штук 16, а сам класс напоминал магазин «Сделай сам», ибо там было ВСЁ: различного цвета и типа ткани, нитки, пряжи для вязания спицами и крючком, а в шкафчиках и ящичках еще больше всякого невообразимого рая для рукодельниц – стразы, журналы, пуговки, и многое многое другое.
Первый урок.
Первый урок был у 6 класса. Мальчишки, тут же, узнав, что я из России, кинулись к компьютеру и через гугл переводчик принялись задавать мне разные вопросы. Девочки, как мне показалось, смущались ужасно, и не заговаривали со мной, либо же им было всё равно. Следующие классы были помладше, и интереса к моей персоне показывали мало, видимо из-за того, что я так смущалась, и вообще не знала, как себя вести. По вторникам с обеда Катрин уезжала в деревенскую школу, и я ходила на уроки музыки. Я использую именно слово «ходила», т.к. по-другому это назвать нельзя, польза от меня, тогда еще не говорящей по-шведски, была лишь в передвигании стульев между уроками, да расскладывании папок учеников.
Вообще, надо отметить одну очень характерную черту шведской образовательной системы, да и общества в целом, - никто никому ничего не объясняет, до тех пор, пока сам не спросишь. Самостоятельность воспитывается у детей с самого раннего возраста. В контраст, мне вспомнилось, что за все 10 лет школы меня ни разу ни один учитель не спросил «Что тебе больше нравится – это или это?», «Ты предпочитаешь это или то?», тогда как в Швеции учеников постоянно спрашивают их мнение, предоставляют выбор, а школяры, в то же время, часто говорят «не хочу», «не знаю».
Моя интеграция в шведскую школу проходила весьма неоднозначно: были очень счастливые положительные моменты, однако, то что меня, да и не только меня, но и других иностранных волонтеров, работающих в школе, беспокоило – это отсутствие каких-либо четких инструкций, и частое отсутствие персонала. Иногда мы по одному ходили в продленку после уроков, а на каникулах бывали там целый день.
Итак, за год волонтерства в школе я:
- познакомилась со шведской образовательной системой изнутри;
- помогала учителям на уроках текстиля, музыки, английского, физкультуры;
- провела несколько презентаций о России, а также православию по-шведски;
- помогала педагогам в продленке;
- замещала 2 урока английского;
- следила за детьми когда они катались зимой с горки во дворе;
- проводила мастер-классы оригами на больших переменах;
- вместе с двумя волонтерами переустановили и обустроили новую библиотеку;
- помогали ученикам найти книги в библиотеке;
- сопровождали классы в бассейн, на каток, церковь, парк, пляж;
- последнюю неделю помогала интегрироваться новым ученикам из Ингушетии.
С утра и примерно до 15 часов я работала в школе, а два раза в неделю были уроки шведского по часу. Здесь нужно обязательно упомянуть, что программа EVS бесплатна для волонтера: тебе оплачивают билет туда-обратно, визовые расходы, обеспечивается медицинская страховка, жилье с отдельной комнатой, выплачиваются карманные деньги (их размер зависит от страны), ну еще и предоставляется курс местного языка. Наша шведская организация Europa Direkt Åmål, которая курировала иностранных волонтеров, предоставляла также велосипед для каждого волонтера и дополнительную сумму денег на еду ежемесячно. В итоге у меня выходило 3300 крон (примерно 370 евро) ежемесячно, которых хватало, и даже удавалось скопить на путешествия. Тем, кто работал в садиках и школе, везло больше всех – у нас каждый день был полноценный горячий обед.
Шведский язык.
Так вот, прийдя на шведский, я уже сильно уставала за день в школе, где всё было итак на шведском. Слава богу, у нас, иностранных волонтеров, был очень забавный и нестрогий преподаватель шведского Лаш, которому уже было давно за 70, хотя это и никак не снижало качество преподавания. Преподавание было через английский, но часто Лаш старался вести занятие в основном на шведском. Несмотря, казалось бы на свой возраст, он довольно скоро стал нашим настоящим другом, т.к. всегда искренне интересовался нашими делами, помогал советом, и даже предлагал поговорить с людьми на работе (не забывайте, это шведы – здесь очень ценится независимость).
Тем не менее, шведский язык буквально в меня впитывался, хотя я дополнительно языком (кроме непосредственно занятий) не занималась. За 12 месяцев пребывания в Швеции, с нулевых знаний я достигла среднего уровня языка.
За тот год я очень много путешествовала - побывала в 8 странах: Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии, Нидерландах, Австрии, Италии, Испании. Этого мне сейчас оооочень не хватает – такой свободы передвижения без виз. Ведь, когда едешь на такое долгое время, тебе открывают вид на жительство, который дает право безвизового перемещения почти по всей Европе (только страны шенгена), чем я с удовольствием и воспользовалась.
По EVS, кстати, предоставляется отпуск, в который также плятятся карманные деньги, и продолжительность и время которого можно регулировать непосредственно со своей принимающей организацией.
Также по этой программе каждому волонтеру положен ментор – это такой местный человек-помощник, который помогает адаптироваться в новой среде, становясь в идеале другом. Моя ментор приглашала меня на ужин к себе домой, дарила такие, можно сказать, материнские подарки типа теплых тапочек.
По выходным мы ходили в бар-дискотеку, к друг другу в гости, ездили в другой город на шоппинг. Также там я открыла для себя такую замечательную вещь, как Zumba Fitness, впервые встала (и упала) на лыжах.
Итоги
В конце проекта каждый EVS волонтер заполняет специальный отчет, где в одном из пунктов нужно указать, чего ты достиг за период своего проекта. И одним из моих достижений я написала то, что я пересмотрела свою национальную идентичность, стала гордиться тем, что я представляю Россию, как никогда осознала, что нет идеального места на земле, в каждой стране свои достоинства и недостатки, и также то, что быть туристом и жить в одном и том же городе – это две абсолютно разные вещи.
Самое удивительное, что сейчас по просшествии двух лет, во мне до сих пор происходят изменения, связанные с той жизнью в Швеции. Например, то, что я стала настоящим гражданином мира, я не 100% русская – у меня в друзьях уже полмира, я разговариваю на 5 языках.
Также спустя где-то 2 года после моего проекта, я стала осозновать, что использую в своей работе шведские образовательные методики – я преподаватель иностранных языков. Я не даю своим студентам материал «на блюдечке с голубой каемочкой», а позволяю им самим выработать правила, догадаться о значении слов, поощряю задавать вопросы и самим исправлять свои ошибки.
Я советую всем, кому интересны языки, другие культуры – обязательно принять участие в этой программе! Вы не потеряете ничего, а обретете даже больше, чем можете себе представить!