Интервью с Олесей (Нью-Йорк, США)
Олеся рассказала GSA о том, как она поступила со стипендий в New York University.
Почему ты выбрала данную программу и университет?
Я не очень выбирала, если честно. В мою лингвистическую гимназию приходили представили NYU Abu Dhabi и рассказывали про вуз, агитируя поступить. Я единственная в классе заинтересовалась и решила попробовать. Подумала, ничего не потеряю, почему бы и нет. Хотя сразу сказали, что поступить практически невозможно. Но я попыталась все же.
Когда поступаешь в вузы США, ты ещё не знаешь свою специальность. А в NYU ты ее выбираешь уже после поступления. По крайней мере, так было у меня. Сейчас я учусь на факультете Interactive Media Arts. Что-то между computer science и art. Думаю уклон свой сделать в 3D моделирование и VR. Очень нравится, вокруг талантливые и способные ребята, что очень мотивирует.
Расскажи о процессе поиска программы. Что оплачивали организаторы?
Процесса поиска программы не было. Я просто зашла на сайт NYU и делала все по порядку. На самом деле вся эта помощь преувеличена. Достаточно не лениться и уметь пользоваться интернетом. Тогда все будет легко. Однако мне помогла одна женщина-представитель NYU Abu Dhabi, заполнить одну часть анкеты, но на этом и все, собственно. Все делала я сама от начала и до конца.
Была ли возможность получить стипендию?
Стипендия была и есть. Поступала я только из-за возможности учиться бесплатно. Мне дали полный грант, покрывающий обучение, жильё, питание, перелеты, страховку. Не всем так везёт, но если вы из небогатой семьи, то шансы есть.
Какой был процесс подачи документов? Что было в пакете документов?
Процесс подачи документов был довольно простой. Сначала я сдала IELTS. Потом оформляла номинацию от своей школы и писала эссе. Моя школа номинировала меня как достойного студента. Мой учитель отправлял мое эссе, свой отзыв обо мне и мои оценки в этой номинации. Такой процесс есть только в NYU Abu Dhabi, но мне он помог попасть в вуз.
После номинации начинается основной процесс. Заполняется финансовая анкета, по которой вам и дают грант, заполняется основная анкета- Common Application, которую можно разослать во сколько угодно вузов США. В ней пишите три эссе, рассказываете о себе, заполняете все-все, указываете все ваши достижения, сертификаты и так далее. Параллельно компания, в которой сдавали IELTS или TOEFL, отсылает ваши результаты в указанные в вузы за отдельную плату, конечно. Хотя вроде бы рассылка в 2 вуза бесплатна, точнее, включена в стоимость сдачи экзамена. Но я уже плохо помню, это было 3 года назад.
Заполнив всю анкету, ваш другой уже учитель должен параллельно написать про вас ещё одну рекомендацию. Вы также отправляете свои результаты экзаменов по почте. Так как я поступала осенью 11 класса, я указывала ожидаемые результаты ЕГЭ. А после поступления отсылала уже реальные в мае. Поступила я в декабре, а подала в ноябре. Лучше подавать на самой первой волне, так шансов больше.
Так, всего я написала 4 эссе, отправила ожидаемые ЕГЭ, IELTS, оценки за 9 класс в аттестате, оценки за прошлое полугодие, свои сертификаты по языкам, победы по олимпиадам, диплом об окончании танцевальной школы и многое всяких дипломов, показывающих какая я развитая личность. Особых прям документов не было. Ну и после получения аттестата, я отправила им копию аттестата и результатов ЕГЭ c печатью школы и подписью директора.
Как выглядел учебный процесс? С какими сложностями ты столкнулась во время обучения?
Одна пара или как тут говорят class длится 75 минут без перерывов. Бывают классы, на которые ходишь раз в неделю, но они уже 2.5-3 часа. Иногда мне так нравится даже больше, отсидел раз и свободен. Когда училась в Шанхае, часто мои классы преподавались по схеме две лекции и одна лаба в неделю. Обычно лабы ставили на пятницу или четверг. Сейчас в Нью-Йорке все более хаотичное и никакого особо распорядка у меня нет. В этом семестре вообще так повезло, что классы были только с понедельника по среду, что позволило мне больше работать и еще и стажироваться в одной компании в четверг и пятницу.
Расскажи про нагрузку
Нагрузка большая. Классов на семестр не так много-от 4 до 6, но их интенсивность очень высокая. К каждому классу домашка или проект. Так как я учусь на IT специальности, у меня в основном вся домашка-это мини-проекты. Написать программу, смастерить дизайн, анимацию сделать и так далее. По своим наблюдениям, все мои друзья очень заняты постоянно и свободного времени очень мало. Учиться на пятерки не так сложно, просто надо заниматься каждый день и не пропускать ничего. Я сейчас на третьем курсе и за все это время ни разу пока не получила тройки в семестре. При этом я и веду канал на ютьюбе, занимаюсь спортом, работаю и стажируюсь сразу. Времени хватает на все. Поэтому такого чтобы я умирала не было еще. Особенно интенсивно все в середине и конце семестра, когда проходят промежуточные и финальные экзамены (midterms and finals). В остальное время есть возможность и погулять, и фильм посмотреть, и книгу почитать.
Какие есть правила?
Все зависит от класса, но чаще всего опаздывать нельзя, любой пропуск, о котором вы не предупредили профессора заранее по email или лично считается как прогул. 2-3 таких прогула и за курс ставят F. Жестко очень было с китайским. Китайский у нас был каждый день и, сами понимаете, каждый день, каждую неделю ходить на пару к 8 утра убивает. Но куда деваться, приходилось. В Нью-Йорке с этим как-то попроще, можно иногда не приходить и опаздывать. Но наглеть не стоит, ибо это только кажется, что это незаметно, а в конце семестра, когда получите свою B+ вместо А- или А, вот тогда все и поймете.
Какая атмосфера в классе?
В классе все профессора просят задавать им вопросы, очень популярна тема дебатов между студентами. Приветствуется общение и обмен мнениями в классе. Спокойно поднял руку, высказался, и пошел диалог. Очень просто и непринужденно.
Как проходят экзамены?
Сами экзамены проходят очень строго. Когда я сдавала китайский, у нас при входе проверяли ладошки и руки на предмет наличия шпор, надписей и прочего. Сумки оставлять нужно у стены в классе, с собой только карандаш, вода и student ID. Перед самим экзаменом профессор пройдет и проверит, вы ли пришли писать экзамен или еще кто. Но поскольку классы по китайскому очень маленькие (в каждой группе по 10-12 человек), незнакомому профессору человеку просто невозможно прийти. На экране высвечивается табло с временем до конца экзаменам и между рядами ходят профессор и два помощника.
Строже чем с китайским еще ничего не было. На программировании, к примеру, нас компьютер рандомно заранее распределил по местам, все сели, все пишут. Профессора тоже ходят по рядам и следят за вами, но не просят вас оставлять сумки у входа и телефоны в сумке. Кстати, забавно, моя профессор по китайскому настолько была повернутая на правильности, что даже если ваш телефон В СУМКЕ У СТЕНЫ завибрирует, то это будет считаться подозрительным знаком и поведением, могут даже попросить покинуть экзамен.
Если поймают с телефоном, немедленное удаление с экзамена и двойка за предмет. Надпись в личном деле, а если поймают еще раз-исключение. Тут профессора не закрывают глаза на списывания. Пришел учиться-будь добр учись и показывай СВОИ знания. Списывать тебе никто тоже не даст, у всех конкуренция. Каждый сам за себя. Помогает мотивировать самостоятельность и собранность, кстати. Вот таков тут менталитет. Никах билетов тут нет и не было никогда. Все экзамены письменные или на крайний случай тест. Так как моя специальность айтишная, у меня почти всегда финальный проект, программа, игра и так далее. Экзамены я почти не пишу, а те, что писала, всегда подразумевают писать ручкой все. Дается два-три варианта на класс, написал и ушел. По китайскому помимо письменного экзамена был еще и устный. Недавно я рассказывала про проблемы в Москве с ценами на жилье и квартиры, объясняла мажорность людей по их месту жительства (если внутри Садового, то самые мажоры, если за МКАДом, то уже попроще) и все в таком духе. Одноклассникам очень понравилось.
Какие еще есть интересные детали или наблюдения?
Здесь нет такого понятия как "одногруппник". Так все в вузы поступают, еще не зная свою конкретную специальность, то у тебя никак не может быть своей группы или старосты. Каждый человек выбирает свои курсы и ходит на них. В одном классе у меня одни ребята с первого курса, второго, третьего, в другом абсолютно другие люди. Если у курса нет особых требований к зачислению, а.к.а знаний нужных до взятия курса, то первокурсник спокойно может сидеть в классе выпускником. Постоянно такое. Тут нет списывания, таких понятий как пересдача и взятки. Завалил курс-берешь еще раз, падает средний балл, да и только. Если предмет был не обязательный, а просто какой-нибудь для саморазвития или личного интереса, то брать его не нужно. С вами максимум проведет беседу ваш Academic advisor и поможет наметить план обучения.
Вуз как-то помогает, если отстал или проблемы есть?
Кстати, вуз предоставляет бесплатных репетиторов, кружки группового обучения. Если есть вопросы, записываешься или даже просто приходишь, тебе помогают и уходишь)) Я постоянно просила помощи с программированием, мне всегда указывали на ошибки в домашней работе. Так что очень удобно и не надо сильно убиваться, покупать лабы. У профессоров есть office hours, когда ты можешь подойти и поговорить на любую тему, если что-то не понял или есть проблемы с домашкой или проектом. Не раз мне сами профессора указывали нужное направление и все как-то получалось.
Что тебе нравится или не нравится в жизни в США?
Нравится абсолютно все - от выбора самостоятельного предметов до свободного расписания и профессоров. Трудностей вообще не было, только удовольствие. Правда, на первом курсе страдала из-за предмета Academic writing, но потом поняла, что-куда и получила в итоге A. Просто письмо-это не мое. А так я всегда хотела учиться за границей и была готова к одиночеству. Но в итоге загружала себя работой и нашла друзей. Это помогло.
Какое самое главное знание (умение), которое ты получила во время учёбы?
Самое крутое, это осознание, что в мире возможно все, нет границ и можно жить где угодно. Также я научилась планировать день и быть очень активным человеком, сидеть на пятой точке вообще не хочется. Стараюсь заниматься спортом, вести канал на ютьюбе, работать, стажироваться в компаниях, заниматься йогой, читать. Я стала более целеустремленным и собранным человеком. Лучше этого ничего не бывает.
Расскажи о своих планах на будущее (5-7 лет)
Я пока точно не знаю, я сейчас на 3 курсе и планирую после окончания год поработать, а дальше - магистратура или курсы для повышения навыков. Точно хочу учиться и учиться для приобретения больших способностей. А пока, хочу путешествовать и развиваться во всех направлениях, что наметила. Свой видеоблог очень помогает. Также хочу помогать другим людям поступать за границу и не бояться. Хочу вдохновлять путем канала, своей группы в ВК, инстаграма. Хочется всячески мотивировать людей не сидеть на месте. Это, пожалуй, самая главная цель сейчас. Хочу довести китайский до совершенства, чтобы знать английский и китайский.
PS: А еще Олеся ведет свой видео-блог про учебу в США. Присоединяйтесь!